Dzl152.ru

Авто Дизель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация и маркировка автомобильных шин

Классификация и маркировка автомобильных шин

Казалось бы, нет задачи проще, чем подобрать новые автомобильные шины взамен износившихся старых. Но не все так просто, хорошо, если в продаже встретится идентичная резина того же производителя. А если таковой не найдется или нужно приобрести скаты на зиму, то вначале придется разобраться в классификации покрышек, а также в обозначениях и маркировке, которая на них наносится. Иначе не избежать ошибки и финансовых потерь, а то и проблем с безопасностью езды.

Обозначения на автомобильных шинах

Строение автомобильной резины

Конструкция любой шины включает в себя следующие элементы:

  1. Тканевый или металлический корд. Это каркас покрышки, ее несущий элемент, расположенный в толще резины под рабочей частью. Он изготавливается из прочных нитей искусственного и природного происхождения либо из тонкой стальной проволоки, что встречается реже.
  2. Рельефный протектор — рабочая часть шины, непосредственно соприкасающийся с дорогой. Его высота определяет тип скатов, а в процессе эксплуатации указывает на степень износа. От состава резины и рисунка протектора зависит сезонность применения той или иной покрышки.
  3. Залитый в резину стальной брекер, состоящий из металлической проволоки, расположен над каркасом и защищает его от ударов и других механических воздействий со стороны протектора.
  4. Борт на автомобильных скатах обеспечивает их плотное прилегание и крепление к ободам. Это утолщенный край покрышки с жесткой вставкой из стальной проволоки.
  5. Боковина – элемент, соединяющий рабочую часть с бортом. Она играет роль демпфера, прогибаясь от различных нагрузок во время движения авто.

Классификация шин

По строению корда

По этому параметру шины делятся на радиальные и диагональные, причем последние встречаются в продаже гораздо реже. В первом случае волокна каркаса идут вдоль радиуса колеса, а во втором — располагаются под углом к нему. По надежности и износоустойчивости радиальные покрышки, обозначаемые буквой R в основной маркировке, выигрывают у диагональных, а потому более распространены.

Строение корда на шинах

По эксплуатационным характеристикам

В зависимости от эксплуатации шины делятся на такие разновидности:

  1. Летние или дорожные. Приспособлены для движения по твердым покрытиям на высокой скорости, но только в теплое время года (при плюсовой температуре). При морозе резина таких покрышек теряет эластичность, что ухудшает управляемость машиной и удлиняет тормозной путь.
  2. На работу в холодный период рассчитаны зимние шины, отличающиеся другим составом резины и высотой протектора. Летом они ведут себя значительно хуже и сильно шумят.
  3. Всесезонные покрышки позволяют ездить без «переобувания» круглогодично, но обладают не самыми лучшими эксплуатационными качествами. Езда на подобных шинах – это способ сэкономить средства, жертвуя безопасностью при сильной жаре или крепких морозах.
  4. Для движения по разным типам дорожных покрытий используются универсальные скаты, которые по свойствам схожи со всесезонными. Подойдут для владельцев внедорожников, накатывающих примерно одинаковый пробег по асфальту и грунтовым покрытиям.
  5. Покрышки повышенной проходимости нужно ставить при постоянной езде по грунтовым и насыпным дорогам, грязи и камням. На асфальте они шумят, вызывают повышенный расход топлива и снижают управляемость авто.

По рисунку протектора

Ещё одна классификация автомобильных шин. Протектор бывает таких видов:

  • обычный ненаправленный рисунок, встречающийся на большинстве скатов;
  • направленный рельеф служит для интенсивного отвода воды, а потому используется на летней резине;
  • рисунок асимметричного типа – это два в одном, в подобных шинах внешняя половина протектора имеет направленный рельеф, отводящий воду, а внутренняя – ненаправленный.

Рисунок протектора

Тонкости основной маркировки

На боковинах автомобильных шин нанесено множество надписей и цифр, дающих исчерпывающие сведения об изделии, но в зашифрованном виде. Для автомобилиста – новичка при выборе скатов наибольший интерес представляет основная маркировка, обозначающая их размерность и тип конструкции. Как правило, эта надпись выполнена самым крупным шрифтом и состоит из таких элементов:

  • первая цифра – это ширина рабочей части протектора, выраженная в миллиметрах;
  • вторая цифра обозначает высоту ската, взятую в процентах от ширины;
  • третья латинская буква R указывает на радиальный тип автомобильной резины, на диагональных покрышках данный символ отсутствует;
  • четвертая цифра – это внутренний (посадочный) диаметр шины, выраженный в дюймах;
  • на некоторых моделях скатов, предназначенных для небольших грузовых машин и автобусов, в конце проставлен пятый символ — буква С.

Если второй цифры в маркировке нет, то высота резины составляет более 80% от ее ширины.

Для ясности стоит разобрать пример маркировки одного из самых распространенных размеров шин — 185/70R14. Ее расшифровка выглядит так:

  • ширина ската составляет 185 мм;
  • высота равна 70% от ширины;
  • символ R означает «радиальные»;
  • шина рассчитана на диаметр диска 14 дюймов.

Маркировка автомобильных шин

Если бы в конце стояла буква С, то данное изделие можно было ставить на автомобили с полной массой до 3,5 тонн (микроавтобусы, малые грузовики). Отсутствие символа R давало бы понять, что шина не радиальная, а диагональная.

В продаже можно увидеть импортную автомобильную резину, чья маркировка отличается от принятой на постсоветском пространстве. Стоит разобраться, как она выглядит и расшифровывается:

  1. Двойная маркировка 6,15-R13/155-R13 показывает ширину протектора в дюймах, а затем в миллиметрах. Нет второй цифры, указывающей высоту, значит, она составляет больше 80% от ширины.
  2. Обозначение типа 30×10, 5R15 встречается на моделях резины, рассчитанных на бездорожье. Здесь все размеры даны в дюймах, причем первая цифра 30 – это не ширина, а наружный диаметр колеса. О ширине рабочей части информирует вторая цифра — 10,5. Буква R и цифра 15 имеют традиционные значения.

Расшифровка прочих символов

Помимо размерной маркировки, на шинах проставлены другие надписи и значки, которые помогут разобраться в их характеристиках. Об эксплуатационных свойствах резины можно судить по таким надписям:

  • на всесезонное употребление скатов указывает подпись All Seasons или Тous terrain;
  • надпись Winter, M+S либо M.S говорит о том, что резина – зимняя;
  • значок R+W свидетельствует о том, что шина – универсальная;
  • слова Rain, Water и Aqua ставятся на летних шинах с улучшенным водоотведением;
  • на бескамерную резину наносится подпись Tubeless или TL;
  • скаты с камерой могут не иметь обозначения либо подписываются словами MIT SCHLAUCH или ТТ.

На применение в холодный и теплый периоды также могут указывать различные значки. На летние покрышки производители наносят символ солнца, а на зимние – снежинку.

Читайте так же:
Какое масло заливать в акпп в Хундай Акцент?

Поскольку скаты с направленным и асимметричным рельефом протектора необходимо ставить на авто в определенном положении, то на их боковины наносятся информирующие обозначения. Стрелка показывает направление, в котором должна вращаться покрышка, а слова Inside и Outside означают внутреннюю и наружную сторону соответственно.

Направление рельефа протектора

Для некоторых автомобилистов может представлять ценность информация о допустимой нагрузке на шины и максимальной скорости. Эти параметры имеют свои обозначения на боковинах скатов – индексы. Они состоят из цифры и латинской буквы, первая – это индекс нагрузки, вторая – максимальной скорости. Чтобы расшифровать эти значки, нужно использовать таблицы.

Индекс максимальной скоростиЗначение, км/чИндекс максимальной скоростиЗначение, км/чИндекс максимальной скоростиЗначение, км/ч
F80M130S180
G90N140T190
J100P150U200
K110Q160H210
L120R170V240

Кроме всех перечисленных значков, на скатах проставляется множество других обозначений, указывающих на:

  • название бренда;
  • дату выпуска изделия;
  • номер партии и модель;
  • материал корда и брекера, количество слоев;
  • различные знаки соответствия и штампы ОТК.

Очень полезны индикаторы износа, находящиеся на протекторе шины и представляющие собой цифры или значки разной глубины. В процессе эксплуатации они истираются и пропадают, что позволяет судить о степени изношенности резины.

Рекомендации по выбору

Поскольку шины наделяются разными характеристиками, их нужно выбирать по определенным правилам, чтобы максимально продлить их срок службы и вместе с тем обеспечить собственную безопасность.

Перед выбором нужно определиться с условиями эксплуатации авто, максимальной скоростью и грузоподъемностью, а также учитывать собственную манеру езды.

Скаты подбираются согласно следующим рекомендациям:

  1. На одной оси должны стоять шины одного производителя одинакового типа и размера.
  2. На разных осях допускается ставить пары различных покрышек. Исключение – пары других размеров, высот и сезонности. Также недопустимо сочетание изношенной резины со свежей либо наличие шипов только на ведущей оси.
  3. Внимательно выбирайте скаты с ассиметричным рисунком, чтобы установить их на машину правильной стороной.
  4. Подбирайте резину по скорости и грузоподъемности авто.
  5. В целях безопасности избегайте пользоваться всесезонной резиной, лучше иметь 2 комплекта шин – зимнюю и летнюю.

Не стоит забывать и об элементарных вещах – не брать низкопрофильные покрышки для плохих и грунтовых дорог и наоборот, не использовать по асфальту шины для бездорожья.

5 основных видов современных компьютеров

Строго говоря, термин «компьютер» очень объёмный, так как принцип его работы может быть основан на использовании самой разной рабочей среды и компонентов. Компьютер может быть электронным, механическим, квантовым, оптическим и т. п., работая за счёт движения фотонов, квантов, механических частей и прочее. Кроме этого, функционально, компьютеры делятся на два типа – электронные и аналоговые (механические).

Кстати сказать, слово компьютер было впервые введено в 1887 году в оксфордский словарь английского языка. Составители этого учебника понимали слово «компьютер», как механическое устройство для вычислений. Лишь значительно позже, в 1946 году, словарь дополнили терминами, чётко описывающими механический, аналоговый и цифровой компьютер.

Сегодня понятие компьютер значительно сузилось, так как многие устройства устарели и больше не используются в работе, уменьшив тем самым существующую номенклатуру этих устройств.

Быстродействие компьютеров

Быстродействие компьютера напрямую зависит от его вычислительной мощности, то есть скорости выполнения определённых операций за единицу времени. Называется эта величина – «флопс».

На практике, скорость сильно зависит от многих дополнительных условий: типа задачи, которая выполняется на компьютере, частого обмена данными между составляющими системы и т. п. Поэтому в качестве этого параметра принимают пиковую скорость вычислений – некое гипотетическое число, которое характеризует максимально возможную скорость выполнения операций.

Например, к суперкомпьютерам относят устройства, способные выполнять вычисления со скорость более 10 терафлопсов (это десять триллионов флопсов). Для сравнения, средний бытовой, персональный компьютер работает со скоростью приблизительно 0.1 терафлопса.

Для того чтобы оценить практическое быстродействие компьютерных устройств разработаны специальные тесты (на компьютерном сленге их часто называют «бенчмарки») в основу которых положены специальные математические вычисления. Производительность персональных компьютеров, оценивают, как правило, с точки зрения всех составляющих его компонентов для получения итоговой, усреднённой оценки его быстродействия.

Виды современных компьютеров

Как уже было отмечено выше, в зависимости от своей конструкции, технических параметров, применения, все компьютеры можно условно разделить на несколько типов:

Электронно-вычислительные машины (ЭВМ)

По сути, это устройство представляет собой совокупность целого комплекса средств, где все составляющие его элементы выполнены при помощи электронных элементов. Основным назначением такого устройства является выполнение различных расчётов и решение задач вычислительного или информационного плана.

На сегодняшний день этот термин используется для обозначения конкретной аппаратной реализации устройства и как правовой термин в юридических документах. Кроме этого, это понятие применяют, как для обозначений компьютерной техники, выпускавшейся в 1950–1990 годах, так и для современных больших электронно-вычислительных устройств, чтобы отграничить их от компьютеров персонального типа.

Персональный компьютер

Недорогое, универсальное, достаточно компактное устройство, предназначенное для работы на нём одиночного пользователя дома или в офисе и выполнения различных, индивидуальных задач – вычислений, набора текстов, просмотра видео, прослушивания музыки и прочее. Именно благодаря такой универсальности и ценовой доступности, персональные компьютеры и получили такое широкое распространение.

Наибольшую известность получили компьютеры фирмы Apple и так называемые IBM-совместимые устройства, которые на сегодняшний день занимают львиную долю всего рынка ПК. Широкую популярность IBM обеспечила более низкая цена при почти равных возможностях.

До последнего времени, эти устройства не имели никакой совместимости между собой – ни аппаратной, ни программной. На сегодняшний день существует специальное программное обеспечение («эмуляторы»), делающее возможным запуск программ (с ограничением) от Apple на IBM-совместимых компьютерах и наоборот.

Все персональные компьютеры, в свою очередь, можно разделить на несколько типов:

Настольные ПК.

Выполняются они в виде системных блоков с отдельным монитором и выносной клавиатурой. Основным достоинством таких устройств является возможность их лёгкой модернизации, а так же, как правило, более высокая производительность в своём классе.

Настольный ПК

Ноутбуки и нетбуки.

Это персональные компьютеры, выполненные в виде переносных (мобильных) устройств, имеют небольшие размеры и вес (1–3 кг.). Такой ПК можно легко взять с собой куда угодно. Благодаря наличию аккумулятора, они дают возможность полноценно работать на них без наличия электрической сети в течение нескольких часов. Такой компьютер будет особенно полезен людям, у которых работа связана с большим количеством командировок и перемещений, а информацию при этом нужно иметь с собой.

Читайте так же:
Сколько можно эксплуатировать антифриз?

Нетбук отличается от ноутбука меньшими размерами и производительностью, но в то же время за счёт этого он более экономичен в энергопотреблении, что даёт возможность более длительной работы от аккумуляторной батареи.

Планшетные ПК (КПК – карманные ПК) и смартфоны.

Современный вид устройств, которые фактически являются теми же самыми персональными компьютерами, но имеющие небольшие размеры в виде тонкой книжки (10-12 мм) и возможность ввода данных и управления при помощи касания пальцами собственного экрана, который получил в этих устройствах название – «тачпад».

Следует заметить, что производительность у последних моделей зачастую ничем не хуже настольных ПК. Главной отличительной чертой смартфонов является их размер (они спокойно умещаются в кармане или сумке) и наличие возможности совершать звонки в сети мобильных операторов, заменяя тем самым стандартный мобильный телефон.

Сервер

Это устройство является специализированным компьютером, который выделяется из группы персональных компьютеров (и не сильно отличается от него по своему составу оборудования) для выполнения специфических задач.

К таким задачам обычно относят хранение общих баз данных с возможностью одновременного доступа к ним, сервер печати, когда несколько пользователей могут печать на одном принтере, и. др. По своей функциональной особенности серверы бывают:

  1. Выделенные. В этом случае он выполняет только возложенные на него задачи;
  2. Не выделенные. Одновременно с выполнением требуемых задач, на таком компьютере параллельно работает ещё и пользователь.

Мэйнфрейм

Представляет собой большую вычислительную машину, обладающую высокой надёжностью и отказоустойчивостью. По своим техническим параметрам он во много раз превосходит выделенный сервер.

Любой компонент такой вычислительной машины может быть заменён без её остановки, что позволяет проводить ремонт и техническое обслуживание без перерыва в работе.

Применяются такие устройства на крупных предприятиях, где требуется организация бесперебойной работы с вводом-выводом и обработкой больших данных (например, продажа билетов, обслуживание платёжных терминалов и т. п.), в банковских системах, в системах управления большим количеством разнообразных нагрузок.

Главное достоинство мэйнфреймов – высокая степень надёжности и вычислительной мощности при адекватной цене.

Суперкомпьютеры

Суперкомпьютер

Этот класс компьютеров представляет собой очень мощные устройства, с производительностью от 60–80 мегафлопс и выше, предназначенные для выполнения специфических задач и расчётов, моделирования процессов в разных областях науки и техники, проведения биржевых операций. То есть везде, где требуется огромная вычислительная мощность.

Для примера, с тем, что суперкомпьютер может рассчитать за 2 минуты, обыкновенный пользовательский ПК может не справиться и за несколько дней.

Конструктивно такие компьютеры содержат в своём составе несколько тысяч процессоров, с возможностью проведения параллельных расчётов. Обеспечивается такая возможность ещё и специальным программным обеспечением.

Первое место среди суперкомпьютеров в мире (июнь 2016 года) занимает модель Sunway TaihuLight (Китай). Её максимальная производительность работы достигает около 93 Петафлопс. В своём составе она имеет более 40960 процессоров, а объём её ОЗУ достигает больше чем 1,31 Петабайт.
См. Интересные компьютерные факты.

Какие бывают типы зимних шин

Предлагаем Вам в данной статье ознакомиться с условной классификацией зимних автомобильных шин, а также с характерными особенностями каждого типа. Зная эти особенности, можно подобрать зимнюю резину под ваш стиль вождения и те погодные и дорожные условия, в рамках которых планируется эксплуатировать автомобиль зимой.

А пока следует уяснить следующее: найти идеальную зимнюю шину, которая показывала бы одновременно наилучшие результаты на сухом асфальте, снегу, льду или слякоти, невозможно! Каждый тип зимней резины «затачивается» под определенные дорожные условия, и добиться абсолютной универсальности нельзя. И еще, чем зимняя шина более универсальна, тем меньше у нее «сильных» качеств. У такой шины «одинаково средние» показатели для всех вариантов дорожных условий. Поэтому выбор зимней резины – это всегда компромисс, и чтобы сделать выбор осознанно, рассмотрим, какие же типы зимних шин существуют.

Зимние шины с повышенной проходимостью

Протектор зимней шины с повышенной проходимостьюОтличительные особенности данного типа шин – крупные блоки протектора, широкие и глубокие ламели (канавки), ориентированные преимущественно поперек вектора линейной скорости вращающегося колеса (ориентированные поперек шины). Такой рисунок протектора позволяет наиболее эффективно «загребать» снег и обладает повышенными характеристиками проходимости в условиях бездорожья. Для Москвы данный тип шин, как не странно, является весьма актуальным, так как определение «бездорожье» довольно точно описывает типичную ситуацию, когда после снегопада, во-первых, на дороге образуется внушительный, медленно убираемый дорожными службами слой снега, а во-вторых, этот слой затем при помощи дорожных служб превращается в еще более внушительные по высоте снежные отвалы.

К слабым сторонам такой шины можно отнести такие качества, как управляемость автомобиля на асфальте, повышенная шумность и средние показатели торможения на сухом асфальте. Однозначно, эта резина не для высоких скоростей.

Скоростные зимние шины «Европейская зима»

Протектор зимней шины "Европейская зима"Здесь заложены «диаметрально противоположные» качества, по сравнению с рассмотренным выше типом шин. Такая шина показывает великолепную управляемость и тормозные качества на сухом асфальте зимой, достаточно устойчива к аквапланированию. При низких температурах наблюдается высокая эффективность торможения на снегу и льду. Отличительные особенности в рисунке протектора – заниженная глубина ламелей (6-7 мм), небольшие размеры блоков, «спортивный» вид, направленность.

Слабые стороны тоже имеются: весьма скромные показатели управляемости на заснеженной дороге, закопаться на парковке с такими колесами проще простого.

Универсальный рисунок протектора

Протектор зимней шины универсальныйТакой тип зимней резины можно охарактеризовать как некий компромисс сильных качеств, свойственных первым двум рассмотренным типам шин. В итоге получаются весьма средние показатели проходимости и управляемости на всех типах покрытий без каких-либо сильных сторон. Отличительные особенности: умеренная глубина ламелей (7-8 мм), умеренные размеры блоков, имеются как поперечные, так и продольные ламели.

Асимметричный рисунок протектора

Асимметричный рисунок протектора зимней шиныПопытка улучшить характеристики универсального типа шин, когда в одном протекторе с асимметричным рисунком совмещено несколько отличающихся по функционалу зон. Есть зона, отвечающая за проходимость, и есть зона, отвечающая за управляемость. Такая идея явно не лишена здравого смысла, однако, вызывает определенный скепсис – ведь площадь каждой зоны получается вдвое меньшей, и вероятно из-за этого будет занижена их эффективность.

Читайте так же:
Как выбрать аккумулятор для автомобиля Ваз 2110?

Что можно сказать о шине по направленности ламелей

У зимней покрышки ламели на протекторе (канавки) предназначены для обеспечения курсовой устойчивости, зацепления за дорожное покрытие, отвода снега, воды и слякоти из пятна контакта.

Зимняя резина с преимущественно продольными ламелямиЗимняя шина с преимущественно продольными ламелями обеспечит, пожалуй, наилучшую курсовую устойчивость автомобиля на сухом асфальте. Также такая шина должна показывать хорошую устойчивость к аквапланировнию, отличное торможение на сухом асфальте. Эта шина явно предназначена для быстрой и комфортной езды по сухому асфальту.

Зимняя резина с преимущественно поперечными ламелямиПреимущественно поперечные ламели у зимней шины свидетельствуют о повышенной проходимости. Для отведения воды, слякоти и снега ламели зачастую выполняются в виде елочки, при этом «наклонные» линии не сильно вытянуты.

Комбинация продольных и поперечных ламелей на зимней шинеПопытка совместить на одном протекторе и продольные, и поперечные ламели является неким компромиссом, когда производитель пытается совместить «проходимость» и «управляемость» в определенных пропорциях. На рисунке представлена все та же елочка, только в середине покрышки «наклонные» линии вытянуты сильнее, они практически превратились в продольные ламели. Представленная на рисунке шина предположительно имеет перевес в сторону «проходимости», при этом очевидно, что и вопросу «управляемости» уделено немалое внимание.

Нужны ли шипы

Шипованная резина обладает рядом особенностей, о которых надо знать при выборе зимних шин.

Преимущества зимних шипованных шин:

  • потенциально лучшие показатели сцепления на укатанном снегу и льду, и значит и потенциально лучшая управляемость на этих покрытиях;
  • потенциально лучшие динамические показатели на укатанном снегу и льду: наименьший тормозной путь, «уверенный» разгон.

Здесь термин «потенциально» подчеркивает тот факт, что рассматриваемые показатели зависят не только от наличия или отсутствия шипов, но так же и от конструктивных особенностей, химического состава резины, рисунка протектора, ТЕМПЕРАТУРЫ воздуха и дорожного покрытия.

Недостатки зимних шипованных шин:

  • шипы ухудшают сцепление на сухом и мокром асфальте, а значит, ухудшают управляемость автомобиля на этих покрытиях, повышается риск заноса;
  • на сухом асфальте из-за шипов удлиняется тормозной путь;
  • на рыхлом снегу при неграмотных действиях водителя повышается риск закопаться.

Как видите, устоявшийся стереотип о том, что шипованная резина всегда более безопасна, является заблуждением.

Поэтому для безопасного вождения нужно четко понимать, какие у зимней резины есть сильные и слабые стороны. Такое понимание исключит множество потенциальных ошибок, которые неопытный водитель обязательно будет совершать зимой.

Как правильно подобрать шины для автомобиля

С тем, как правильно подобрать диски для автомобиля, мы уже разобрались. Теперь наша задача – подобрать шины. Маркировок на боковине шин, пожалуй, не меньше, чем параметров у диска, но в целом подобрать шину несколько проще. Выясним, что значат цифры вроде «185/70 R14 88H», и как с ними совладать.

Нужно правильно подобрать шину для диска с указанными параметрами или конкретного автомобиля.

Выбирая шины, нужно учесть следующие параметры:

  • сезонность;
  • тип протектора;
  • тип конструкции шины – камерная или бескамерная;
  • тип конструкции корда;
  • монтажный (или посадочный) диаметр;
  • ширина шины;
  • высота профиля;
  • индекс нагрузки;
  • индекс скорости.

Как и в случае с выбором дисков, оговоримся сразу: если на этом этапе вам расхотелось разбираться в цифрах и индексах, вы можете просто воспользоваться шинным калькулятором любого крупного интернет-магазина или онлайн-сервиса, где можно будет моментально подобрать шины, указав модель вашего автомобиля или характеристики имеющихся дисков.

Однако если вы продолжаете читать, то вам уже сейчас стало понятно, что на деле вышеприведенный список параметров быстро сокращается до двух-трех пунктов, поскольку большая часть из них – очевидные или субъективные характеристики. Пойдем по порядку.

new tires for car

Сезонность – очевидный параметр: на момент выбора резины вы прекрасно понимаете, зимние или летние шины вам нужны. Вопрос выбора так называемой «всесезонной» резины и ее применимости в условиях круглогодичной эксплуатации – тема для отдельного разговора, так же, как и выбор грязевой или «универсальной». Здесь лишь стоит сказать, что зимние шины должны иметь маркировку значком «снежинки» или буквами «M+S» или «M.S».

В целом протектор по строению рисунка бывает симметричным или асимметричным, а также направленным или ненаправленным. Симметричный ненаправленный протектор – самый простой базовый тип рисунка: такие шины наиболее распространены и недороги. Направленность протектора прежде всего повышает его способность к эффективному водоотведению из пятна контакта – это снижает риск аквапланирования. Ну а асимметричный рисунок протектора призван сочетать в себе хорошее водоотведение и курсовую устойчивость. Вопрос выбора рисунка проектора тоже заслуживает отдельного разговора.

Tire stack background

По своей конструкции шины бывают предназначены для использования с камерой или без нее. Однако в современных условиях вопрос выбора конструкции шины практически предопределен: практически все современные легковые шины – бескамерные. Маркируются такие шины надписью « Tubeless » (что означает «бескамерная») или « TL ».

Тип конструкции корда – силовой части шины, ее «скелета» – тоже характеристика, не требующая большого внимания при выборе современных шин: практически все они сегодня – радиальные. Этот факт обозначается той самой буквой « R » в маркировке шины: например, пометка «185/70 R 14 88 H » означает, что это радиальная шина с посадочным диаметром 14 дюймов, а не «радиусом» 14 дюймов, как часто ошибочно говорят и считают.

Это тоже простой параметр, если у вас уже есть диски, для которых вы выбираете шины: посадочный диаметр шины обязательно должен совпадать с диаметром диска. Если же вы выбираете диски вместе с шинами, нужно уточнить в руководстве по эксплуатации, диски какого диаметра допустимы для использования на вашей модели, и уже затем подобрать к ним шины того же размера.

Ширина шины – первый цифровой индекс, отражаемый в маркировке шины. Указывается он в миллиметрах: шина 185/70 R 14 имеет ширину 185 миллиметров. Это, пожалуй, первый параметр из нашего списка, который может варьироваться при выборе шины для определенного диска или автомобиля.

Дело здесь в том, что диск тоже может иметь разную ширину, а шина должна сидеть на диске правильно. Слишком узкая шина будет сидеть на диске «домиком», что недопустимо из-за высокого риска самопроизвольного разбортирования, а слишком широкая – «грибом», что также недопустимо. Отдельные направления тюнинга вроде stance считают посадку «домиком» красивой и выносят ее в отдельный стилевой элемент, однако с точки зрения гражданской эксплуатации она не оправдана и неправильна.

Читайте так же:
Как оценивается егэ по физике?

Каждая модель автомобиля имеет несколько вариантов диаметра диска и размерности резины, пригодных для эксплуатации. Все эти варианты, рекомендуемые производителем, перечисляются в руководстве по эксплуатации автомобиля: из этих данных и стоит выбирать. В свою очередь, диск определенной ширины имеет несколько допустимых вариантов шин. Здесь выбор стоит производить в зависимости от желаемых характеристик.

Во-первых, более широкая резина обычно обеспечивает большее пятно контакта с дорогой и, соответственно, лучшее сцепление с поверхностью. Во-вторых, при условии одинакового диаметра, шины большей ширины имеют меньший профиль – о нем поговорим чуть ниже. В-третьих, шины большей ширины имеют большую массу, что слегка отразится на динамике автомобиля и расходе топлива. Ну а в-четвертых, с ростом ширины шин растет их склонность к аквапланированию. Кроме того, шины разной ширины имеют разную конечную стоимость – как правило, за дополнительные миллиметры придется доплатить и несколько дополнительных сотен рублей. Таким образом, ширину шин нужно выбирать с учетом допустимого производителем диапазона и желаемых характеристик.

Высота профиля, или серия – второй индекс, отражаемый в маркировке шины. Указывается он в процентах от ширины шины: то есть, это отношение высоты профиля к ширине в процентах. Например, шина 185/70 R 14 88 H имеет высоту профиля в 70% от ее ширины. Посчитать высоту в миллиметрах несложно: нужно помножить ширину на профиль и разделить на 100 – для наших шин этот показатель составляет 129,5 миллиметров.

Tire change closeup

Высота профиля влияет на характеристики шины. Во-первых, более высокий профиль обеспечивает лучший комфорт и устойчивость к пробоям. Более низкопрофильные шины, соответственно, лучше передают профиль дороги на подвеску и кузов, а также более склонны к повреждениям при попадании в дефекты дорожного полотна. Во-вторых, более низкий профиль обеспечивает лучшую управляемость, а более высокий – напротив, большую «валкость» автомобиля. В-третьих, как уже было сказано выше, при условии одинакового диаметра шины большей ширины имеют меньший профиль – это нужно учитывать при выборе в соответствии с желаемыми характеристиками.

Индекс нагрузки – параметр, отражающий максимально допустимую нагрузку на шину при ее эксплуатации. Обозначается цифровым индексом, указывается после геометрических параметров шины: например, наша условная шина 185/70 R 14 88 H имеет индекс нагрузки 88. Расшифровку индекса можно посмотреть в таблице, приводимой производителем шин – в нашем случае индекс 88 означает допустимую нагрузку в 560 килограммов. При выборе же покрышек стоит учитывать, что максимальная разрешенная масса автомобиля, соответственно, не должна превышать показатель максимальной нагрузки, помноженный на 4 — по числу шин на автомобиле.

Индекс скорости – параметр, отражающий максимально допустимую скорость, при которой шина сохраняет свои эксплуатационные характеристики. Это буквенный индекс, расшифровку которого тоже нужно уточнять в таблице, приводимой производителем. Шины одного диаметра могут иметь разный индекс скорости в зависимости от других параметров – ширины, профиля, состава резиновой смеси и, соответственно, цены. Если параметр максимально допустимой скорости эксплуатации важен для вас, то вам нужно выбирать шины высокой ценовой категории с лучшими потребительскими качествами.

Современные шины и их классификация

Изобретателем шин считается Дж. Б. Данлоп, и свое изобретение он сделал в 1888 году. Материалом для создания первой шины послужила смесь резины и парусины. По словам самого изобретателя, это приспособление он придумал для снижения уровня шума при езде, а также для более плавного движения транспортного средства. Свое изобретение Данлоп сразу же установил на детский велосипед маленького сына, для которого, собственно, и старался. Тогда это было пневматической или велосипедной шиной, а автомобильной шиной творение Джона Данлопа стало лишь через несколько лет.

Сейчас шина является непременной и функционально значимой частью любого автомобильного колеса. Она крепится к ободу и представляет собой гибкую оболочку, сделанную из ткани, металла и резины. Шины улучшают сцепление колеса с дорогой, а также минимизируют вибрации транспортного средства, которые возникают из-за наличия на дорожном покрытии небольших впадин и выступов. Часть шины, которая в каждый момент касается дороги, образует так называемое пятно контакта.

Типы классификаций современных шин

Помимо обыкновенных пневматических шин, сейчас есть также шины сплошные, эластик и безопасные (с усилением боковин) – это классификация шин по конструкции.

Также различают шины со стальным кордом или с кордом из нейлоновых (капроновых) волокон.

Еще современные шины можно разделить по виду камеры на камерные (обычные) и бескамерные.

По расположению нитей корда их делят на диагональные и радиальные, выделяя отдельно диагонально опоясанные – как нечто среднее.

Также шины бывают обычного (тороидные шины), низкого и широкого профиля, плюс арочные шины и пневмоколесные катки – разделение по типу профиля.

Еще шины разделяют по давлению в них – на четыре группы, от сверхнизкого до высокого (аэростатные шины); давление в шинах может и регулироваться.

Существует классификация по сезонам – шины зимние, летние и универсальные – всесезонные. Зимние шины бывают с шипами и без.

И еще одна классификация – по виду протектора: слики, «РС», микст, а также шины дождевые, дорожные, универсальные, шины увеличенной проходимости.

Отдельно выделяют пневматические шины с контейнером. Ниже эти классификации будут раскрыты более детально.

Классификация шин по конструкции

Цельнорезиновая шина, которой не страшны никакие проколы, называется сплошной. Массово использовались подобные шины очень давно, в начале истории автомобилестроения. Сейчас они применяются в немногих специфических устройствах, а также в детских велосипедах.

Полупневматические шины типа «эластик» раньше ставились на опорные катки танков, чтобы увеличить мягкость их хода. Они и сейчас применяются в танкостроении.

Обычная пневматическая шина – это, по сути, герметично закрытая емкость с воздухом под давлением.

Шины с боковой поддержкой (run-flat) называют безопасными, так как даже без воздуха они способны выдерживать машину. Стоимость таких шин довольно велика.

Классификация шин по типу корда

Распространены шины с кордом из металлической проволоки – со стальным каркасом. Другой вариант – шины с кордом из нитей нейлона или капрона. Они почти на треть легче аналогичных шин с металлокордом, к тому же, восстанавливают прежнюю форму после боковых механических воздействий, а при сильном износе в них нет риска повреждения камеры колеса нитями корда.

Читайте так же:
Сколько нужно налить спирта в воду чтобы она не замерзла?

Классификация шин по виду камеры

Обычные камерные шины (с отдельной резиновой камерой внутри) раньше были очень распространены. Сейчас же они применяются только в некоторых грузовиках.

Гораздо чаще используются бескамерные шины. Это также пневматическая шина, но камеры в ней нет – слоем специальной воздухонепроницаемой резины покрывается внутри сама шина. Такие шины меньше весят, более надежны и удобны.

Классификация шин по направлению нитей корда

В диагональных шинах каркас образован слоями нитей корда. Их количество всегда парное, так как нити соседних слоев каркаса должны пересекаться, чтобы центровка всей шины не нарушалась. Угол наклона нитей корда (как в каркасе, так и в брекере) – 30 – 40 градусов.

В шинах «R» – радиальных – нити корда не перекрещиваются, а идут от борта к борту. Такие шины не отцентрованы по профилю. Они «гибче» первых, автомобиль с ними лучше слушается руля. Также эти шины выдерживают несколько большие нагрузки. Однако, они дороже первых.

Диагональная опоясанная шина – компромисс между первыми и вторыми. Нити корда в ней располагаются под большим углом – порядка 60 градусов.

Классификация шин по профилю

Профиль шины (в процентах) можно рассчитать, разделив ее высоту на ширину и умножив на сто.

Профиль от 51 до 80 процентов называют обычным. Давление в таких шинах чаще всего не регулируется, они могут быть как камерными, так и бескамерными, и ставятся обычно на автомобили, предназначенные для дорог общего пользования.

Профиль от 30 до 50 процентов считают низким. Такие шины никогда не имеют камер и ставятся обычно на легковые машины.

Профиль от 25 до 30 процентов называют арочным. Такие шины обычно снабжаются большими грунтозацепами и ставятся на сельскохозяйственную технику.

В шинах с широким профилем он увеличен еще в 1,5-2 раза. Такие шины могут быть с камерой и без, давление в них может регулироваться. У этих шин обычно каркас и борта укреплены дополнительно.

В пневмоколесных катках оболочка самой шины (из резины и корда) очень тонкая и эластичная, а давление в ней – очень низкое. Это нужно для того, чтобы техника с такими шинами не повреждала грунт и не оставляла колеи. Также у таких шин очень широкий профиль.

Классификация шин по регулированию давления

В большинстве применяемых сейчас шин давление не регулируется. Ставятся такие шины и на легковые автомобили, и на грузовики. Но выпускаются и специальные шины, давление в которых можно регулировать посредством предназначенных для этого систем, если они есть в машине. Такие шины имеют более широкий профиль, слоев корда в них меньше, а между ними есть прослойки из мягкой резины. У таких шин лучше сцепление с грунтом, они более эластичны, с ними удельное давление машины на грунт будет меньше. Также они могут снабжаться большими грунтозацепами. В них можно не только регулировать давление и поддерживать его на требуемом уровне, но и постоянно подавать воздух – чтобы шины не реагировали на мелкие повреждения.

Классификация шин по давлению в них

Давление воздуха в шинах на уровне приблизительно 0,5 – 0,8 атмосфер считается сверхнизким, 1 – 4 атмосферы – низким, 4 – 6 атмосфер – средним, больше 6 атмосфер – высоким. В некоторых шинах (см. выше) давление может регулироваться.

Классификация шин по сезонности применения

Специальные сезонные шины – летние и зимние – отличаются друг от друга практически всем, включая рисунок протектора и состав резины.

Оптимальная температура воздуха для летних шин – приблизительно +10 градусов. Их можно использовать и на сухих, и на мокрых дорогах, но при понижении температуры резина таких шин становится излишне твердой, ухудшая управляемость автомобиля и увеличивая его тормозной путь.

Резина зимних шин, как правило, более мягкая. Однако при повышении температуры она становится чересчур мягкой, так что сцепление машины с дорогой ухудшается, да и износ самих шин возрастает. Такие шины также подходят и для мокрой, и для сухой погоды, а еще для дорог, покрытых снегом, грязью, снежной кашей и др.

Кроме того, зимние шины часто делают шипованными, располагая в них специальные шипы. Такие шины наилучшим образом подходят для езды в гололед, так как шипы увеличивают дополнительно сцепление колес с дорогой.

Классификация шин по типу протектора

Универсальные шины имеют универсальный рисунок протектора и лучше всего подходят для езды по проселочным грунтовым дорогам, или же по дорогам с улучшенным покрытием.

Дорожные шины имеют дорожный рисунок протектора, они наилучшим образом подходят для скоростных магистралей, так как такой рисунок протектора улучшает сцепление шины с дорожным покрытием при движении на повышенной скорости.

Шины повышенной проходимости имеют рисунок протектора повышенной проходимости. Такие шины хорошо подходят для внедорожников, так как автомобиль с ними сможет хорошо ехать по мокрой траве, по рыхлому снегу или скользкому грунту.

Дождевые шины имеют особенный рисунок протектора, благодаря которому из пятна контакта выдавливается лишняя вода, а колесо как бы «присасывается» к дороге – за счет возникновения вакуума. Это сводит к минимуму риск срыва автомобиля в «планирование» по тонкой пленке воды на дороге.

Слик и псевдослик – шины с гладким протектором, подходят для езды по сухому и качественному асфальту.

Микст – гоночные шины для езды по мокрой трассе или при небольшом дожде. Это нечто среднее между сликами и дождевыми шинами.

Шины «РС» – нити каркаса в таких шинах располагаются радиально, а протектор дополнительно армируется стальным кордом. Протектор является съемным и состоит из нескольких отдельных колец – от одного до трех. Кольца протектора в такой шине занимают нужное положение и надежно в нем закрепляются во время накачивания шины.

Шины с кольцевым контейнером

Этот тип шин является отдельным, не входящим ни в какие классификации. Внутри таких шин находится кольцевой контейнер со специальным герметиком. При повреждении камеры полученный прокол немедленно герметизируется, а давление в шине быстро приходит в норму за счет испарения состава.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector