Dzl152.ru

Авто Дизель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекция 8. Административная ответственность

Лекция 8. Административная ответственность

К лицам, совершившим административное правонарушение, применяются меры принуждения, именуемые административными наказаниями. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Перечень видов административных наказаний, закрепленный в КоАП РФ, является исчерпывающим.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Суть его заключается в официально выраженной отрицательной оценке поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. Одновременно оно служит предостережением о недопустимости совершения противоправных действий в будущем. Обычно предупреждению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (их не следует путать с часто встречающимися устными замечаниями, сделанными на месте нарушения сотрудником милиции в адрес лиц, нарушивших, к примеру, правила дорожного движения).

Предупреждение тогда является административным наказанием, когда зафиксировано каким-либо способом. В большинстве случаев это оформление происходит путем издания соответствующего постановления. Предупреждение применяется в случаях, когда оно прямо предусмотрено в качестве меры принуждения, а не вместо другого административного наказания;

2) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ. Это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения. Он может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Кодексом установлены минимальный и максимальный размеры административных штрафов: он не может быть менее одной десятой МРОТ, и более двадцати пяти МРОТ — для граждан, пятидесяти МРОТ — для должностных лиц, одной тысячи МРОТ — для юридических лиц. Особые размеры штрафов предусматриваются для отдельных видов административных правонарушений п. 3 и 4 ст. 3.5 КоАП РФ.

В настоящее время расчет административных штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям;

3) ВОЗМЕЗДНОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Это принудительное изъятие указанных объектов. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Этот вид административного наказания назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Возмездное изъятие предмета существенно отличается от реквизиции. Последняя имеет в виду изъятие государством имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой стоимости изъятого имущества. Реквизиция не является административным наказанием и может быть временной мерой, применяемой к гражданам, государственным, частным предприятиям и общественным объединениям,

4) КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Конфисковано может быть не любое имущество, а лишь предмет, являвшийся орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, который принадлежит нарушителю. Суть конфискации в том, что право собственности на имущество принудительно и безвозмездно переходит от нарушителя к государству (орудие или предмет обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ). Конфискация назначается судьей

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискацию следует отличать от внешне схожего с ней изъятия предмета как меры пресечения противоправного поведения и предотвращения опасных и иных нежелательных для общества последствий;

5) ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА. Речь не идет о лишении любого из прав, которыми обладает гражданин. Данный вид административных наказаний распространяется на специальные права граждан (право управления транспортными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств) Лица, которые злоупотребляют предоставленными специальными правами и неправильно пользуются ими, могут быть лишены этого права только судьей на срок от 1 месяца до 2 лет. Ограничения применения этого вида административного наказания установлены п. 3, 4 ст. 3.8 КоАП РФ;

6) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ. Является наиболее суровой мерой административной ответственности. Суть его заключается в кратковременной изоляции от общества на срок не более 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток.

Данное административное наказание применяется в исключительных случаях за совершение административных правонарушений, близких к преступлениям. Решение о назначении административного ареста принимается судьей Срок административного задержания входит в срок отбытия административного ареста.

Административный арест не может применяться:

— к беременным женщинам,

— к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет,

— к лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— к инвалидам I и II групп.

7) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. Заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу России, за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых лиц из России.

Данный вид административного наказания может быть назначен судьей или соответствующими должностными лицами (если правонарушение совершено при въезде в РФ);

8) ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ. Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством РФ Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация назначается только в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.

Административные наказания выражаются в моральном либо материальном воздействии на правонарушителя и в известной мере выполняют функцию предупреждения правонарушений и преступлений. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

9) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Данный вид наказания введен Федеральным законом РФ от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

Читайте так же:
Как узнать по штрих коду откуда товар?

Административное нарушение — это. Понятие, юридическое определение, виды правонарушений и ответственность

Административное нарушение — это распространенный юридический проступок, объектом которого становятся отношения в сфере управления государством. Основное его отличие от преступления в том, что оно не несет существенного вреда для общества.

Понятие и юридическое определение

Рассмотрим, что такое административное нарушение, согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации.

Это противоправное, виновное действие или бездействие физического (юридического лица), за которое Кодексом или законами субъектов установлена административная ответственность.

Административный кодекс

Административным нарушением не является устранение угрожающей опасности для себя или других лиц, если эта опасность не могла быть устранена другими способами, а вред причиненный является менее значимым, чем предотвращенный.

Классификация и виды

Административные правонарушения классифицируют в зависимости от:

  • Сферы, в которой совершено административное нарушение. Это может быть сфера финансов, фондового рынка, таможенного дела, а также социально-культурная и политическая.
  • Объекта посягательства. Под эту категорию попадают нарушения общественной безопасности, собственности, здоровья населения и прав граждан, а также государственного порядка и управления.
  • Характера деяния. Например, это может быть действие или бездействие.
  • Субъекта правонарушения. Субъектами административных правонарушений являются физические или юридические лица.
  • Состояния физического лица. Физические лица, совершающие правонарушения, могут пребывать в состоянии алкогольного опьянения или психического расстройства.
  • Формы вины. Нарушения могут совершаться умышленно или по неосторожности.
  • Видов и условий использования доказательств вины. Лицо может предоставить доказательства правомерности своих действий или отвечать при отсутствии таковых по закону.

Признаки административного нарушения

Рассмотрим признаки, которыми характеризуется административное нарушение. Это общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

  • Общественная опасность является объективным признаком административного правонарушения. Нарушение административного законодательства приводит к ущемлению законных прав и интересов граждан, общества и государства.
  • Противоправность является субъективным признаком правонарушения, так как зависит от законодательной воли. Она указывает на нарушение правовых запретов, установленных соответствующими правовыми нормами. Административно-правовые санкции регулируют, контролируют и охраняют человеческие отношения в финансовой, трудовой, административной отраслях человеческой деятельности и носят универсальный характер.
  • Виновность является объективным признаком и означает, что деяние (или бездействие) совершено виновно, то есть умышленно или по неосторожности. В гражданском праве допускаются невиновные действия, за которые устанавливается юридическая ответственность.
  • Последним признаком является наказуемость. Это предусмотренная законодательством административная ответственность за нарушение.

Чтобы различать похожие административные нарушения и проступки, также обращают внимание на последствия, причиненный ущерб, способ, место совершения нарушения.

Что такое административное нарушение?

Порядок привлечения к административной ответственности

Свидетельством административного правонарушения является протокол. В нем указывается информация о нарушителе, данные инспектора, дата, время, место составления протокола, сведения о свидетелях и потерпевших, их показания о произошедшем событии. Он составляется сразу после выявления нарушения. Если нужно дополнительное выяснение обстоятельств, протокол может быть составлен на протяжении двух дней после выявления правонарушения.

Что такое протокол?

Далее документ передается соответствующему должностному лицу на рассмотрение в порядке, предусмотренном законом.

По результатам рассмотрения назначается административное наказание или прекращается производство по делу.

Административка: что это

Именно штрафы и другие наказания в разговорном языке называют административкой. Например: «Всем административку по десять суток!»

В студенческом сленге «административка» — это правовая учебная дисциплина.

Наказания и их виды

Административное наказание представляет собой установленную ответственность за административное нарушение. Это способствует предотвращению противоправных действий в будущем.

Когда речь идет о выборе наказания для физического или юридического лица, берется во внимание множество обстоятельств. Например, характер правонарушения, личность субъекта, его имущество, обстоятельства, которые могут смягчать или отягощать вину.

Основные виды наказаний — это предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, конфискация, депортация, дисквалификация, административное приостановление деятельности, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Составление протокола

Все пункты, кроме конфискации и депортации могут применяться только как основные административные наказания.

Если нарушитель совершил два и больше административных правонарушения, наказание обязательно должно быть назначено за каждое правонарушение.

Административное наказание не может унижать человеческое достоинство или причинять человеку физические страдания.

За одно и то же правонарушение нельзя нести ответственность больше одного раза.

Что такое штраф и можно ли его не платить

Штрафы за административные нарушения являются наиболее распространенной формой расплаты за содеянное. Они могут устанавливаться для граждан, юридических или должностных лиц. Размеры штрафов регулируются КоАП.

Административный штраф аннулируется, если его не оплатили на протяжении двух лет с момента того, как постановление вступает в силу. Такой момент наступает по истечении срока для обжалования постановления.

Если штраф просрочен, он передается в исполнительную службу. После этого срок в два года больше не распространяется на штраф, и он становится бессрочным. Если и этот штраф не будет уплачен, на него будет наложен еще один штраф в двукратном размере. Также могут быть назначены исправительные работы или даже административный арест.

Оплата штрафа

Поэтому уклонение от выплаты штрафа – это административное нарушение.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства

Административная ответственность наступает не за каждое деяние, даже если оно имеет все признаки административного нарушения. Если в деянии отсутствует состав правонарушения, то лицо, совершившее его, не будет привлекаться к административной ответственности.

Вот какие административные нарушения не подлежат ответственности:

  • Если в процессе совершения нарушения физическое лицо находилось в состоянии невменяемости, психического расстройства, слабоумия и не осознавало характер, противоправность и последствия своих действий.
  • Если должностное уполномоченное лицо решит, что административное правонарушение было малозначительным, то нарушитель будет освобожден от ответственности и может ограничиться лишь устным замечанием.

Есть ряд обстоятельств, которые могут смягчать или отягчать административную ответственность за нарушения.

Рассмотрим примеры смягчающих обстоятельств. Это может быть раскаяние, добровольное признание, содействие уполномоченным органам в осуществлении делопроизводства, добровольное возмещение ущерба. Также смягчающим обстоятельством может быть совершение административного правонарушения несовершеннолетними, беременными, матерями малолетних детей, людьми в состоянии аффекта.

Отягчающими обстоятельствами считаются вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение, групповое правонарушение, нарушение в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий) или в состояния алкогольного опьянения.

Виды административных наказаний

Административная ответственность несовершеннолетних

К административной ответственности привлекаются лица в возрасте с шестнадцати лет. Если нарушение содеяно несовершеннолетним ребенком, то ответственность за его действия несут родители или опекуны (попечители).

Читайте так же:
Как подключить блютуз колонку JBL к телефону?

Ответственность несовершеннолетних

Существует специальная комиссия по делам несовершеннолетних. Ее зона ответственности рассматривать дела об административных правонарушениях подростков.

В обязательном порядке с материалами дела знакомятся родители или опекуны несовершеннолетнего, а если нужно, то и воспитатели образовательных учреждений. На заседании комиссии присутствует подросток. Его вина должна быть доказана и обоснована не меньше чем взрослого.

Чаще всего в виде административного наказания выступает предупреждение и штраф. В случае отсутствия у несовершеннолетнего источника дохода штраф взыскивается с его родителей или других законных представителей.

Срок административного нарушения

Сроки давности регламентируются КоАП РФ. Согласно ст. 4.5, срок привлечения к административной ответственности составляет два месяца. Если дело рассматривается судьей, то три месяца.

Исчисляется этот срок, согласно общепринятому правилу, со следующего дня после момента обнаружения правонарушения.

Срок административного нарушения может меняться в зависимости от законодательной сферы, в которой оно было совершено. Таким образом, срок давности в бюджетном или антимонопольном законодательстве может варьироваться от одного до трех лет.

За нарушение антикоррупционного законодательства лицо, совершившее нарушение, можно привлечь к ответственности в течение 6 лет.

При совершении не прекращающегося на протяжении длительного времени административного нарушения срок исчисляется со дня его обнаружения.

После истечения срока давности административного нарушения постановление по делу не может быть вынесено в отношении нарушителя. Последний больше не подлежит привлечению к административной ответственности.

Лекция 8. Административная ответственность

К лицам, совершившим административное правонарушение, применяются меры принуждения, именуемые административными наказаниями. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Перечень видов административных наказаний, закрепленный в КоАП РФ, является исчерпывающим.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Суть его заключается в официально выраженной отрицательной оценке поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. Одновременно оно служит предостережением о недопустимости совершения противоправных действий в будущем. Обычно предупреждению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (их не следует путать с часто встречающимися устными замечаниями, сделанными на месте нарушения сотрудником милиции в адрес лиц, нарушивших, к примеру, правила дорожного движения).

Предупреждение тогда является административным наказанием, когда зафиксировано каким-либо способом. В большинстве случаев это оформление происходит путем издания соответствующего постановления. Предупреждение применяется в случаях, когда оно прямо предусмотрено в качестве меры принуждения, а не вместо другого административного наказания;

2) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ. Это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения. Он может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Кодексом установлены минимальный и максимальный размеры административных штрафов: он не может быть менее одной десятой МРОТ, и более двадцати пяти МРОТ — для граждан, пятидесяти МРОТ — для должностных лиц, одной тысячи МРОТ — для юридических лиц. Особые размеры штрафов предусматриваются для отдельных видов административных правонарушений п. 3 и 4 ст. 3.5 КоАП РФ.

В настоящее время расчет административных штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям;

3) ВОЗМЕЗДНОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Это принудительное изъятие указанных объектов. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Этот вид административного наказания назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Возмездное изъятие предмета существенно отличается от реквизиции. Последняя имеет в виду изъятие государством имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой стоимости изъятого имущества. Реквизиция не является административным наказанием и может быть временной мерой, применяемой к гражданам, государственным, частным предприятиям и общественным объединениям,

4) КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Конфисковано может быть не любое имущество, а лишь предмет, являвшийся орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, который принадлежит нарушителю. Суть конфискации в том, что право собственности на имущество принудительно и безвозмездно переходит от нарушителя к государству (орудие или предмет обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ). Конфискация назначается судьей

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискацию следует отличать от внешне схожего с ней изъятия предмета как меры пресечения противоправного поведения и предотвращения опасных и иных нежелательных для общества последствий;

5) ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА. Речь не идет о лишении любого из прав, которыми обладает гражданин. Данный вид административных наказаний распространяется на специальные права граждан (право управления транспортными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств) Лица, которые злоупотребляют предоставленными специальными правами и неправильно пользуются ими, могут быть лишены этого права только судьей на срок от 1 месяца до 2 лет. Ограничения применения этого вида административного наказания установлены п. 3, 4 ст. 3.8 КоАП РФ;

6) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ. Является наиболее суровой мерой административной ответственности. Суть его заключается в кратковременной изоляции от общества на срок не более 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток.

Данное административное наказание применяется в исключительных случаях за совершение административных правонарушений, близких к преступлениям. Решение о назначении административного ареста принимается судьей Срок административного задержания входит в срок отбытия административного ареста.

Административный арест не может применяться:

— к беременным женщинам,

— к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет,

— к лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— к инвалидам I и II групп.

7) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. Заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу России, за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых лиц из России.

Данный вид административного наказания может быть назначен судьей или соответствующими должностными лицами (если правонарушение совершено при въезде в РФ);

Читайте так же:
Сколько литров масла в двигателе Тойота Королла 150?

8) ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ. Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством РФ Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация назначается только в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.

Административные наказания выражаются в моральном либо материальном воздействии на правонарушителя и в известной мере выполняют функцию предупреждения правонарушений и преступлений. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

9) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Данный вид наказания введен Федеральным законом РФ от 09.05.2005 № 45-ФЗ)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Административное наказание имеет преимущественно профилактические цели, и поэтому ранее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

Административное наказание– это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которая применяется прежде всего в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Цель административного наказания– предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

Административные наказания, перечисленные в п. 3–9, устанавливаются только КоАП.

Виды административных наказаний:1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Принципы назначения административных наказаний

Ст. 4.1 КоАП РФ содержит материально-правовые нормы, определяющие общие правила (принципы) наложения административных наказаний, а не процессуальные нормы.

Общие правила наложения административных наказаний основываются на принципах равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административному правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо не обязано доказывать свою невиновность. 9

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что виновному может быть назначено только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

  • в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
  • в каждой правовой норме закреплены вид и размеры наказаний;
  • за административное правонарушение может быть наложено только одно основное административное наказание.

Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного.

Административный процесс– урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность исп. органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных админ-ных дел, возникающих в сфере гос. управления, в порядке реализации задач и функций исп. власти. В зависимости характера индивидуальных дел формируется понятие административное производство. Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных админ-х дел, объед-х общностью предмета. Индивид. админ. дело – возник-ий в сфере гос-управленч. деят-ти вопрос, связ-ый с примен-ем админ.-правовых норм и требующий в целях его решения распорядит-х (оперативно-исполнит.) действий полномочных исп. органов (должност. лиц). Видыадминистративного процесса: 1. Административно-процедурная деят-ть; 2. Административно-юрисдикционная деят-ть. Административно-процедурная деятельность – распорядительные действия исполнит. органов по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий. Основанием этого вида деят-ти явл-ся индивид. дела. Разрешение подобных индивид. дел и состав. основу админ. процесса. Административно-юрисдикционная деятельность – осуществление исполнительными органами функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании

Административно-процедурная деятельность: понятие, особенности, виды.

Административно-процедурное (оперативно-распорядительное) производство — урегулированный нормами административно-процессуального права порядок деятельности органов государственной администрации по разрешению индивидуальных административных дел, возникающих в сфере регулятивных отношений.
Предметом процедурного производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера. В рамках, процедурного производства правовая оценка поведения того или иного лица не является обязательной. Она может иметь место в качестве одного из условий удовлетворения тех или иных ходатайств (например, при регистрации, выдаче лицензии и т.п.), причем чаще всего предметом правовой оценки служат соответствующие документы (учредительные и т.п.).
Процедурное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер. Его результат — удовлетворение законных запросов физических или юридических лиц, а также обеспечение эффективной работы управленческого аппарата. В рамках процедурного производства возможно совершение правоохранительных действий, но их характер иной: сам факт выдачи разрешения или проведения регистрации свидетельствует о том, что разрешенная или зарегистрированная деятельность соответствует требованиям законности.
Наиболее важные виды процедурного производства следующие:
ü лицензионно-разрешительное;
ü регистрационное;
ü правотворческое (в смысле порядка подготовки правовых актов управления).
Лицензионно-разрешительное производство. Отдельные виды деятельности осуществляются на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основы лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в представленных для получения лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п.Регистрационное производство. Регистрация — акт официального признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемых, как правило, органами Министерства юстиции РФ и МВД России. Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных правовых актов, уставов общественных и религиозных объединений юридических лиц и прав на недвижимость, действует регистрационный учет граждан.
Производство по принятию правовых актов управления. Это — пример административных процедур, используемых преимущественно в интересах наиболее эффективной работы исполнительного аппарата по применению административно-правовых форм и административно-правовых методов реализации исполни­тельной власти: подготовка проектов актов, их обсуждении, визирование, правовая экспертиза, обсуждение, принятие, регистрация, опубликование и исполнение.

Читайте так же:
Как найти массу тела Физика 7 класс формула?

Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

2) разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

4) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

• отсутствие события административного правонарушения;

• отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

• действие лица в состоянии крайней необходимости;

• издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

• отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

• истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

• наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

• смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

• возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

• рассмотрение дела об административном правонарушении;

• пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

• исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Принципы производства по делам об административном правонарушении — это основные, носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательстве об административной ответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодательства .

Принципами производства по делам об административных правонарушениях являются:

1) Принцип законности. Этот принцип означает точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административно-процессуальных отношений, обеспечение прав и законных интересов граждан.

2) Право на защиту. Этот принципреализуется предоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину.

3) Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении которого ведется производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим дело.

4 )Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

5) Принцип состязательности находит свое проявление в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, а также их представители, адвокат, прокурор, представители, участвующие в рассмотрении дела, наделены законом равными процессуальными правами. Они вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела, приносить жалобы или протесты на постановления.

6) Принцип национального языка проявляется в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство (ст. 24.2 КоАП РФ).

7) Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом. Это означает, что подлежит административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Административное наказание: что это такое, виды, правила применения в практике

При совершении противоправных действий нарушитель должен понести ответственность в рамках законодательства. За правонарушения небольшой тяжести уголовная ответственность не назначается: в этом случае нарушитель наказывается по правилам административного кодекса, и в этом случае он не получает судимость.

Административные наказания назначают за незначительные нарушения норм гражданского, трудового, уголовного и другого права, перечень правонарушений и взысканий отражен в КоАП РФ.

Читайте так же:
Сколько раз можно сдавать на права?

Определение и назначение административного наказания

Административное наказание

Наказания за административное нарушение четко прописаны в Законе

Что такое административное наказание? Это мера государственного принуждения, которая представляет собой карательные санкции за совершенный проступок. Все эти меры четко прописаны в КоАП, порядок назначения и снятия также отражен в кодексе.

К примеру, отстранение от работы или отзыв лицензии не являются мерой административного наказания, так как такие меры в кодексе не прописаны и назначаются не правоохранительными, а надзорными органами. Основная цель административного наказания – ограничить права и назначить дополнительные обязанности виновного в качестве ответственности за совершенное правонарушение, а также предупредить повторное нарушение установленных норм.

Цель существования кодекса – обеспечить соблюдение закона и порядка всеми участниками общества, а также исключить нарушения права, способные причинить серьезный ущерб. При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину. Смягчение ответственности возможно при наличии следующих обстоятельствах:

    нарушителя. Минимальная возрастная граница административной ответственности – 16 лет, до этого времени ответственность за поступки нарушителя несут родители или опекуны.
  • Возраст до 18 лет считается смягчающим обстоятельством при назначении взыскания. нарушительницы либо наличие малолетнего ребенка на иждивении. Суд при рассмотрении дела учитывает это обстоятельство, и наказание окажется более мягким.
  • Совершение правонарушения в состоянии аффекта, вызванного тяжелыми обстоятельствами. Такие дела рассматриваются в индивидуальном порядке: суд может смягчить наказание, если выяснится, что противоправное действие было совершено в состоянии тяжелых переживаний.
  • Раскаяние и добровольное сообщение о совершенном нарушении. Еще одним смягчающим обстоятельством может стать компенсация причиненного вреда.

Закон предусматривает определенный перечень отягчающих обстоятельств при административных правонарушениях, при наличии которых назначается более суровое наказание. В их числе повторное правонарушение, состояние опьянения в момент правонарушения, участие группы лиц, вовлечение несовершеннолетних и т. д. При выяснении обстоятельств дела суд должен учесть все обстоятельств и вынести справедливое решение.

Разновидности административного наказания

Административное наказание

Штраф как наказание за административное нарушение

В действующем законодательстве прописано 9 мер административного взыскания, налагаемого за правонарушения небольшой тяжести. Любое из них не влечет наложения судимости, и после выполнения предписания суда гражданин полностью восстанавливается во всех правах. Основные меры административного воздействия:

  1. Предупреждение. Это официальная негативная оценка совершенного действия со стороны государства. Предупреждение также служит предостережением о недопустимости повторного нарушения. Обычно эта мера используется при первом совершении незначительного проступка, предупреждение считается официально назначенным только при его документальном оформлении. К примеру, если сотрудник ГИБДД просто предупредил нарушителя, это не считается мерой административного воздействия.
  2. Административный штраф – наиболее распространенная мера ответственности, применяемая к нарушителям КоАП. Величина штрафа зависит от правонарушения и от нарушителя: для граждан она находится в пределах 1-20 МРОТ, для должностных лиц – до 50 МРОТ, для организаций – до 1000 МРОТ. Базовая сумма МРОТ составляет 100 рублей.
  3. Возмездное изъятие предмета, с помощью которого совершено правонарушение. Эта мера назначается по решению суда: предмет изымается и продается, выученная сумма передается собственнику. К примеру, может быть изъято охотничье оружие, если владелец допускал нарушение правил охоты на определенной территории.
  4. Конфискация предмета, с помощью которого совершено правонарушение. В этом случае предмет изымается в пользу государства, и его стоимость собственнику не компенсируется. Конфисковать по решению суда можно только непосредственно орудие, которым совершено правонарушение.
  5. Лишение определенного права на срок, установленный решением суда. После совершения правонарушения гражданин может быть лишен права управления личным транспортом, права на охоту и т. д. После истечения назначенного судом срока гражданин восстанавливается в правах.
  6. Административный арест – мера воздействия, налагаемая за серьезные правонарушения, по опасности для общества приближенные к преступлениям, В этом случае гражданин изолируется от общества на срок до 15 суток. Арест не применяется к несовершеннолетним нарушителям, инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам и матерям детей до 14 лет.
  7. Выдворение за пределы РФ иностранных граждан. Если иностранец нарушил правила пребывания в России или пересечения границы, его в принудительном порядке выдворяют из страны с запретом въезда на определенный срок.
  8. Дисквалификация – запрет занимать определенный перечень должностей или заниматься некоторыми видами деятельности на срок, указанный в судебном решении. Обычно налагается запрет на пребывание на руководящих должностях.
  9. Приостановление деятельности организации по решению суда. Этот вид наказания введен в 2005 году, он может назначаться для противодействия терроризму, отмыванию доходов, предотвращения угрозы жизни людей в результате работы данной организации.

Совокупность административных правонарушений

Административное наказание

Административное наказание — серьезный вопрос

Один из важных принципов юридической ответственности – недопустимость удвоения наказания. Ни одно физическое или юридическое лицо не может быть наказано дважды за один проступок, возможно лишь назначение основного и дополнительного наказания в зависимости от обстоятельств совершения противоправного действия.

Однако в судебной практике встречается такое понятие, как совокупность правонарушений, за которые на одного гражданина или одну организацию могут налагаться разные меры административной ответственности. Такая ситуация возникает в нескольких случаях:

  • Одним человеком или одной организацией были в разное время совершены два правонарушения. Ни по одному из них не истек срок давности и не было назначено взыскание.
  • В результате одного действия или бездействия были совершены сразу два правонарушения.
  • По каждому правонарушению предусмотрена отдельная статья КоАП с разными мерами ответственности.

В подобных случаях объем административного взыскания рассчитывается по совокупности правонарушений с учетом тяжести их последствий. В отличие от практики по уголовным преступлениям, по административным правонарушениям возможно сложение наказаний: в этом случае, к примеру, выплачивается сумма штрафов за два нарушения. Кроме того, в этом случае судья может назначить дополнительное взыскание в зависимости от тяжести правонарушений.

В законе отдельно прописано понятие повторно и неоднократно совершенного правонарушения. Повторным оно признается, если человек совершил тот же проступок до того, как истек предыдущий срок административного наказания.

Административная ответственность для иностранцев

Если правонарушение на территории РФ совершает иностранный гражданин или человек, у которого вообще нет гражданства, на них распространяются все основные положения КоАП, и решение суда будет выноситься на общих основаниях. Аналогичное правило распространяется на иностранцев и людей без гражданства, допустивших правонарушение на континентальном шельфе.

Наиболее распространенное нарушение, допускаемое иностранцами – нарушение правил пребывания в стране. Так, если иностранный гражданин пересек границу как турист, он не имеет права работать или заниматься предпринимательством. При обнаружении незаконного трудоустройства на иностранца не только налагается штраф, его могут выдворить из страны по решению суда. После выдворения незаконным мигрантам закрывается въезд в страну на 5 лет.

Административные нарушения — тема видеосюжета:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector