Dzl152.ru

Авто Дизель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О порядке административного производства

О порядке административного производства

Порядок производства по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ. Статья 28.1 Кодекса устанавливает следующие основания для возбуждения дела об административном правонарушении:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. ст. 14.12, 14.13 настоящего Кодекса);

фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Названные материалы подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Если в них усматриваются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, то должностным лицом выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

вынесения определения о возбуждении административного производства.

В случае когда после выявления административного правонарушения осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ). При проведении административного расследования осуществляется сбор доказательств и объяснений лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении, однако в исключительных случаях указанный срок по ходатайству должностного лица может быть продлен.

Читайте так же:
В каком году появилась Приора 2?

После проведения административного расследования при наличии достаточных оснований составляется протокол об административном правонарушении или при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, который составляется немедленно после выявления правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств, КоАП РФ предусмотрена отсрочка составления протокола об административном правонарушении в течение двух суток.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В случае проведения административного расследования местом рассмотрения устанавливается нахождение органа, его проводившего.

По итогам административного расследования и рассмотрения дела суд или должностное лицо выносит мотивированное постановление о привлечении лица к административной ответственности и назначает наказание либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На каком языке ведется производство по делам об административных правонарушениях?

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Участники производства по делам об административных правонарушениях // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/91200 (дата обращения: 23.11.2021).

Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются физические, юридические и должностные лица, которые приобретают или наделяются определёнными правами и обязанностями, а также реализуют их, вступая в соответствующие административно-процессуальные отношения. Характерными признаками указанных участников является то, что они наделены административно-процессуальной правосубъектностью и несут юридическую ответственность, которая применяется в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения возложенных на них обязанностей, в соответствии с действующим законодательством.

Административно-процессуальное положение участника производства по делам об административных правонарушениях охватывает такие стороны состояния лица, как правосубъектность, а также гарантии. Последние создают необходимые условия обеспечения прав и обязанностей участникам производства по делам об административных правонарушениях. Именно поэтому совершенствование порядка закрепления и реализации гарантий будет способствовать укреплению и стабилизации административно-процессуального статуса участников рассматриваемого производства [1].

Административно-процессуальная правосубъектность участников производства по делам об административных правонарушениях зависит от их места, роли, интереса в указанном производстве [1].

В главе КоАП РФ «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности» законодатель обстоятельно охарактеризовал правовой статус двенадцати участников [2].

Читайте так же:
Как Литвин сжег свой Mercedes?

Необходимо отметить, что в рассматриваемом производстве участвуют лица, без участия которых не может быть и самого производства, то есть либо имеющие личный интерес в деле либо содействующие осуществлению производства. Поэтому наиболее подходящей является классификация, основанием которой служит административно-процессуальное положение указанных лиц:

  1. заинтересованные в исходе дела;
  2. содействующие организации и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

Первую группу участников производства условно можно подразделить на следующие подгруппы:

а) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении:

  • лицо, в отношении которого ведется рассматриваемое производство;
  • потерпевший;

б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц:

  • законные представители физического лица;
  • законные представители юридического лица;
  • защитник и представитель;
  • уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Участники, заинтересованные в исходе дела, вправе давать показания по делу; пользоваться юридической помощью; заявлять отводы других участников производства; пользоваться помощью переводчика; знакомиться с материалами дела об административном правонарушении; получать копии процессуальных документов; обжаловать промежуточные и итоговое решения по делу [2].

Ко второй группе относятся:

  • свидетель;
  • понятой;
  • специалист;
  • эксперт;
  • переводчик;
  • прокурор.

Участники данной группы не наделены правом получать копии итоговых процессуальных документов и заявлять отводы участников производства, но обязаны давать правдивые показания, делать правильный перевод, давать верное заключение.

Участники, содействующие организации и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, несут административную ответственность за неправильный перевод, пояснение, заключение, заведомо ложное показание [3].

К тому же, в качестве лиц, содействующих осуществлению рассматриваемого производства, могут быть только физические лица, притом их возраст прямо указан в действующем законодательстве – достижение совершеннолетия. Исключением этому положению является свидетель, он может быть моложе восемнадцати лет [4].

Подводя итоги, следует сказать, что участником производства по делам об административном правонарушении является субъект, обладающий административно-процессуальной правосубъектностью, которая позволяет обеспечивать защиту предоставленных ему прав и законных интересов, а также содействовать указанному производству. Учитывая вышеизложенное, участники, имеющие личный интерес в рассматриваемом производстве, обособились от участников, которые не имеют такого интереса. Последние оказывают непосредственное содействие осуществлению производства.

Читайте так же:
Почему поднялся уровень масла в двигателе?

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;

— разрешение его в соответствии с законом;

— обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

Система принципов:

— принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

— обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

— гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

— принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

— принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

— принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

— принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

— принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

Читайте так же:
Сколько баллов дается за изложение по русскому Огэ?

— принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ):

— отсутствие события административного правонарушения;

— отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к административной ответственности;

— невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

— действия лица в состоянии крайней необходимости;

— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

— отмена закона, установившего административную ответственность;

— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Административный процесс

Административный процесс (административное производство) — это урегулированная нормами административно-процессуального права (в частности, по делам об административных правонарушениях — разделами III-V КоАП РФ) деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел, включая:

    -разрешительное производство;
  • регистрационное производство;
  • производство по принятию правовых актов;
  • производство по делам о поощрении;
  • производство по делам о дисциплинарных проступках;
  • производство по обращениям (предложениям, заявлениям и жалобам) граждан;
  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • процедуру трёхстороннего разрешения административно-правовых споров (то есть споров, вытекающих из властных отношений) в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения (эти способы будут составлять разновидности административного процесса) [1] .

Выделяют также производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба, производство по делам об изобретениях, открытиях и патентах, производство по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и др. [2]

Читайте так же:
Что брать с собой на прием к стоматологу?

Содержание

Подходы к определению административного процесса [ править | править код ]

Среди учёных-правоведов долгое время не было консенсуса в вопросе определения границ и сущности административного процесса. В частности, это связано с многообразием источников административно-процессуального права и возникающими из-за фрагментарности информации неточностями.

В советском правоведении существовало два основных направления, подхода к определению данного понятия: юрисдикционный и управленческий.

Сторонники первого направления опирались на уже существующие процессуальные отрасли права (т.е. уголовное и гражданское) и поэтому определяли административный процесс в подобной традиции, то есть как процесс осуществления должностными лицами своих полномочий в ходе разрешения индивидуальных споров по административным делам, а также применения ими мер принуждения к правонарушителю.

Учёные, развивавшие определение в рамках второго подхода, говорили об административном процессе не только как о процессе реализации и применения норм административного права как материальной отрасли, но и как о процессе распределения компетенций и соответствующих им дел между органами исполнительной власти, то есть в данном случае административный процесс — это ещё и процесс функционирования властных органов, урегулированный законом. [3]

Виды административных процессов [ править | править код ]

Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщённым группам:

  • юрисдикционное производство;
  • процедурное производство [4]

К административно-юрисдикционным производствам относят: производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство и производство по жалобам.

К административно-процедурным производствам учёные относят: лицензионно-разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов.

Административный процесс в суде [ править | править код ]

К административному судебному процессу относятся дела об оспаривании действий/бездействия публично-правовых образований (за исключением дел, подлежащих конституционному надзору).

В СССР решения должностных лиц стали подвержены судебному контролю после принятия в 1987 году закона «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан». [5] .

В Германии, Латвии выделены особые административные суды и приняты кодексы об административном процессе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector