Dzl152.ru

Авто Дизель
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько времени должно пройти со дня совершения налогового правонарушения

Сколько времени должно пройти со дня совершения налогового правонарушения?

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три …

Каковы сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения?

Срок давности привлечения к ответственности (три года) в отношении налоговых правонарушений по ст. 122 НК РФ исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

Когда сгорает налог?

Итак, если налогоплательщик переплатил налог, то он может подать в инспекцию заявление о зачете или заявление о возврате излишне уплаченной суммы. Срок давности по налогам для целей их возврата составляет 3 года со дня уплаты в бюджет суммы в завышенном размере (п. 7,14 ст. 78 НК РФ).

Как считать срок исковой давности по ндс?

Налоговым периодом для НДС является квартал. Если правонарушение совершено второго апреля, то срок исковой давности будет исчисляться с 30 июня этого же года. Срок исковой давности равен трём годам с момента его отсчёта.

Какие налоги списываются через 3 года?

Например, в 2019 году инспекция вправе потребовать уплату налога лишь за 2018, 2017 и 2016 годы. Вносить платеж за более ранние периоды налогоплательщик не обязан. То есть фактически НК РФ устанавливает 3-годичный срок исковой давности по транспортному налогу физических лиц.

Какое обстоятельство не исключает привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения?

1) отсутствие события налогового правонарушения; … 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Когда сгорает транспортный налог?

Срок давности по налогу на ТС, согласно статье 113 НК РФ, составляет 3 года. Это значит, что у вас могут потребовать заплатить налоговый сбор, пени и штрафы только за последние 3 налоговых периода. Забывая заплатить транспортный налог или умышленно его игнорируя, вы рискуете потерять большую сумму на штрафах и пени.

Когда была амнистия по транспортному налогу?

Сообщение о налоговой амнистии в 2021 году для физических лиц, в том числе по транспортному налогу, появилось в СМИ и на просторах интернета в конце 2017 года, когда согласно Указу Президента РФ В. Путина было принято решение.

Что будет если не платить налоги 3 года?

Уголовная ответственность и уголовное наказание зависит от суммы недоимки за три последних года. Так согласно статье 198 УК РФ, если общий долг составит более 900 тысяч рублей, эта сумма будет превышать 10% от всей суммы налоговых обязательств, то неплательщику грозит тюремный срок до 1 года.

Какой срок давности у исполнительного листа?

Согласно общему правилу срок давности передачи исполнительного листа к исполнению составляет 3 года с момента обретения соответствующим судебным актом законной силы (п. 1 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Каков срок исковой давности по налогу на транспортное средство?

48 НК РФ срок исковой давности по уплате транспортного налога для физических лиц составляет 6 месяцев. Отсчет этого срока стартует: по истечении 8 дней с получения налогового требования об оплате долга — для задолженностей более 3000 руб.

Статья 113 НК РФ. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Комментарий к Ст. 113 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По общему правилу, установленному пунктом 1 комментируемой статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:
В чем разница Д 240 и Д 245?

В отношении указанных составов налоговых правонарушений срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает течь со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Положения ст. 113 Налогового кодекса РФ были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 2005 года N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» отметил следующее. «Установленный статьей 113 Налогового кодекса РФ срок давности в три года является универсальным, его продолжительность едина для всех видов налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем законодатель исходя из общих принципов юридической ответственности, в том числе справедливости, соразмерности и пропорциональности, может установить дифференцированные сроки давности с учетом видов налоговых правонарушений, их характера и степени общественного вреда».

Пункт 1.1 комментируемой статьи Налогового кодекса РФ предусматривает возможность приостановления течения срока давности привлечения к ответственности в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Моментом приостановления течения срока давности привлечения к ответственности считается день составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 Налогового кодекса РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Согласно п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 года N 9-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения ст. 113 Налогового кодекса РФ не могут служить основанием для прерывания течения срока давности и означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта — с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Определенную сложность при рассмотрении уголовных дел представляет проблема срока давности привлечения к налоговой и уголовной ответственности. Под давностью в уголовном праве понимается истечение установленных в законе сроков со дня совершения преступления, служащее при наличии соответствующих условий основанием освобождения от уголовной ответственности <1>. Уголовный закон закрепляет различные сроки давности в зависимости от тяжести совершенного преступления. Так, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также — УК РФ), относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности по таким преступлениям составляет 2 года, в ч. 2 ст. 199 УК РФ закреплено тяжкое преступление, срок давности по которому составляет 10 лет.
———————————
<1> Уголовное право России. Часть общая. 2-е изд. М., 2005. С. 210.

Остановимся на вопросе соотношения сроков давности, установленных за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также — НК РФ), и преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ.
В ст. 199 УК РФ указано, что размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется в течение трех финансовых лет подряд. При этом в Уголовном кодексе нет указания на то, что это должны быть последние три года, единственное условие — это непрерывность вышеуказанного срока. До 2011 г. правоохранительные органы получали информацию о совершении налоговых преступлений из различных источников, однако в связи с принятием Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ <2> и от 06.12.2011 N 407-ФЗ <3> основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения этого нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. При этом в п. 4 ст. 89 НК РФ указано, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки. Более того, в Налоговом кодексе не закреплены обязанности налоговых органов осуществлять проверки с определенной периодичностью, т.е. после внесения изменений в части определения оснований возбуждения уголовного дела во многих случаях возникло процессуальное препятствие для возбуждения уголовного дела из-за невозможности предварительного проведения налоговой проверки. На данный факт неоднократно обращали внимание. Так, Президент РФ отметил, что пробел в законодательстве, связанный с ограничением сроков проверок налоговой инспекцией и сроком давности преступлений в налоговой сфере, должен быть ликвидирован. В связи с чем высказал предложение об увеличении «глубины» налоговых проверок <4>.
———————————
<2> Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 31.12.2009. N 255.
<3> Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Парламентская газета. 09-15.12.2011. N 54.
<4> Путин В. Надо устранить пробелы в законах по срокам давности налоговых дел // http://www.gazeta-yurist.ru/new.php?i=22016 (последнее посещение — 12 января 2015 г.).

Читайте так же:
Как подключить AirPods к телевизору Xiaomi?

22 октября 2014 г. был принят Федеральный закон N 308-ФЗ <5>, согласно которому были расширены поводы для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. В соответствии с данным Законом следственные органы не ограничены исключительно решением налогового органа. Таким образом, до 2011 г. и в соответствии с нормами действующего законодательства возможно выбрать любой из периодов для возбуждения уголовного дела с учетом срока давности привлечения к ответственности, однако при этом складывается ситуация, при которой претензий со стороны налоговой службы уже нет, т.е. сумма налога и начисленные пени уже не подлежат взысканию, однако претензии со стороны следственных органов еще остаются в течение достаточно продолжительного времени.
———————————
<5> Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 24.10.2014. N 244.

С другой стороны, в соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекли три года. Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. В то время как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности в соответствии со ст. 78 УК РФ составляет два года.
Не менее важным является установление момента начала течения срока давности, установленного в НК РФ и УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 78 УК РФ сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Остановимся на моменте окончания налоговых преступлений, от чего и будет отсчет течения срока давности. В вопросе определения окончания налоговых преступлений в литературе не выработано единого мнения. Так, некоторые авторы указывают, что преступление считается оконченным с момента представления организацией-плательщиком в налоговый орган соответствующих бухгалтерских документов, в которых содержатся искаженные сведения <6>. Другая точка зрения, которой придерживается Н.А. Лопашенко, заключается в том, что налоговое преступление, совершаемое таким способом, как непредставление декларации, считается оконченным по истечении срока ее представления, а совершаемое путем включения в представляемые документы, — с момента представления ее в налоговый орган <7>. Другие авторы указывают, что данные преступления необходимо считать оконченными с момента истечения срока, установленного для уплаты налога соответствующего вида <8>. Пленум Верховного Суда в Постановлении РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» указал, что моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством <9>. То есть с этого момента и начинают течь сроки давности, которые составляют два года после совершения преступления.
———————————
<6> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 425.
<7> Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
<8> Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Российская газета. 31.12.2006. N 297.

Согласно ст. 113 НК РФ исчисление срока давности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Однако стоит упомянуть о принятом Высшим Арбитражным Судом Постановлении от 27 сентября 2011 г. по делу N 4134/11 <10>. По Постановлению ВАС РФ исчисление срока давности по ст. 122 НК РФ начинается с первого дня налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором нормативными актами установлен срок уплаты налога. Ранее суд предлагал исчислять срок давности от момента окончания налогового периода, за который не был уплачен налог. Таким образом, момент начала исчисления срока давности за налоговые правонарушения существенно отличается от начала течения срока давности привлечения к налоговым преступлениям. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа Суд указал на недопустимость прерывания срока давности. Однако отметил, что в случае, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью «вывести» правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока <11>, т.е. Конституционный Суд, а впоследствии и НК РФ установили, что этот срок действует только для «добросовестных» налогоплательщиков, т.е. тех, кто не препятствует проведению налоговой проверки.
———————————
<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11 по делу N А33-20240/2009 // СПС «КонсультантПлюс». 2013.
<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3200.

Читайте так же:
Какие наушники нужны для телевизора?

Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям превышает срок давности по налоговым преступлениям, и складывается противоположная ситуация: возможность привлечения к налоговой ответственности еще есть, однако нет возможности привлечения к уголовной ответственности. Однако степень опасности налоговых правонарушений отличается от противоправности в уголовных деяниях, кроме того, в отличие от уголовной налоговая ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности <12>.
———————————
<12> Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274; Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на установление комплексной защиты налоговых правоотношений средствами различных отраслей права, в настоящее время отсутствует последовательность при осуществлении дифференциации ответственности за налоговые правонарушения, в частности в таких вопросах, как установление сроков давности, определение начала их течения, в то время как их решение является важным и актуальным при правоприменении вопросом.

Литература

1. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
2. Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274.
3. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
4. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Штраф за несвоевременный ответ на требование ИФНС

В ситуации, когда компания получает требование ИФНС о предоставлении документов, есть риск быть привлечённым к налоговой или административной ответственности. Что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС? И как можно уменьшить такой штраф? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

***

Органы Федеральной налоговой службы могут направлять в адрес налогоплательщиков специальные документы – требования, которые обязательно должны быть исполнены. Порядок исполнения требований зависит от ситуации, в связи с которой они направлены в ваш адрес, и вида самого требования.

Виды налоговых требований.

1. Требование о представлении документов (информации).

2. Требование о предоставлении пояснений.

3. Требование об уплате налога.

Данное требование направляется налогоплательщику для того, чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если задолженность не превышает 3 000 руб., — не позднее одного года. Если неуплата выявлена по результатам проверки, требование направят в течение 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Есть и другие требования, которые на практике встречаются значительно реже, в связи с чем остановимся на указанных выше.

Действия при получении требования

Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

Если требование вручили лично под расписку — дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Здесь возникает вопрос, а в какой срок необходимо направить такую квитанцию? В соответствии с п.п. 5.1. п. 5 ст. 23 НК РФ, вы обязаны передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме требования в течение шести рабочих дней со дня его отправки налоговым органом.

Если проигнорировать требование о предоставлении квитанции о приёме требования, налоговая выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Причём это возможно и тогда, когда вы фактически ответили на само требование, но не прислали указанную выше квитанцию.

Штраф за несвоевременный ответ на требование

Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.

Требование о представлении документов:

  • 200 руб. за каждый неподанный документ — если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание — п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 200 руб. за каждый неподанный документ — если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание — п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 10 000 руб. за непредставление документов — если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание — п. 2 ст. 126 НК РФ.
Читайте так же:
Как отключить Автопостановку на охрану Томагавк 9010?

Требование о предоставлении информации:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Требование о предоставлении пояснений:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.

Требование об уплате налога:

  • Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.

Основания для уменьшения штрафа

Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.

Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.

Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ — 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.

В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.

В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.

Михаил Заплатников, преподаватель ООО «Что делать Консалт»

Обращаем ваше внимание на налоговый обзор правовых позиций высших судов за II квартал 2021 года. Самые важные дела из этого обзора Михаил Заплатников рассмотрел в выпуске программы «Бухгалтер Live»

Налоговые нарушения и преступления

По данным Федеральной налоговой службы за первые два квартала 2021 года бизнесу было дополнительно начислено 170,2 млрд рублей налогов и штрафов. Чаще всего уклоняются от налогов в Москве, Подмосковье, Нижегородской обрасти, Санкт-Петербурге, Сахалинской обл. При этом количество выездных налоговых проверок было сокращено до 3.37 тыс., а камеральных проверок было проведено порядка 44,66 млн. Чаще всего уклоняются от уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. В чем отличие налоговых нарушений и налоговых преступлений, какое за них предусмотрено наказание и какие методы налогового контроля применяются — рассказываем далее.

Ответственность за неуплату налогов

Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.

  • Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
  • Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
  • Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.

Компания, ее руководитель или другое должностное лицо могут быть одновременно привлечены сразу к нескольким видам ответственности. Например, организации могут быть назначены штрафные санкции, а сотрудников могут привлечь к уголовной ответственности.

Наказывают обычно директоров и тех, кто фактически руководит компанией. Реже под уголовное преследование попадают главные бухгалтеры и юристы. Наказанию юристу грозит в том случае, если есть неоспоримые доказательства, что именно он разработал схему налогового преступления.

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Читайте так же:
Можно ли ехать по трамвайным рельсам?

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

Самые частые налоговые преступления и наказания за них

-штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции. Но если нарушение срока постановки не превышает 2-3 недель.

Напоминаем, что организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

Нарушение сроков предоставления отчетности в ИФНС.

-штраф 300-500 рублей. Как правило, виновным по данной статье признается главный бухгалтер или другое лицо, отвечающий за предоставление декларации в инспекцию. Физические лица также несут ответственность на основании ст. 119 НК РФ.

Подать вовремя декларацию и остальные отчеты в контролирующие органы поможет СБИС Электронная отчетность. Узнайте прямо сейчас, как подлечиться ко СБИС за половину стоимости!

img.png

Отказ в предоставлении документов, необходимых инспекторам ФНС для проведения контрольных мероприятий налогового характера.

-штраф для должностных лиц в размере 300-500 рублей.

-штраф 2000 – 3000 рублей. Размер зависит от суммы расхождения с фискальными платежами.

Как ФНС выявляет налоговые нарушения и преступления

Выявление нарушений законодательства в области налогообложения проводится с помощью комплекса мер, которые объединены в понятие «налоговый контроль».

Способы проверки налогоплательщика:

  • Налоговые проверки.
    1. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции.
    2. Выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности.
  • Запросы дополнительных сведений. Пояснения могут быть запрошены как в письменной форме, так и в устной. Все предоставляемые сведения протоколируются.

Инструменты выявления налоговых нарушений:

  • ФНС проверяет реальность сделки.
  • Изучает взаимозависимость и проявление должной осмотрительности.
  • Анализируют документы, проводит допросы свидетелей.
  • Осматриваются помещения, производственные, складские территории и т.п. Осмотр должен проходить в присутствии понятых, при необходимости ведется фото и видеосъемка.

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам мероприятий налогового контроля ФНС не имеет полномочий. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом передаются в правоохранительные органы. На основе этих данных решается вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности.

В разработке статья о «налоговом мошенничестве»

С конца июля 2020 года правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.

Деталей новой статьи пока нет, лишь есть уточнение, что новая статья УК будет призвана устранить несовершенство законодательной базы. На фоне этого следует отметить, что сейчас в УК РФ есть две статьи, по которым чаще всего привлекают бизнесменов: 199 — уклонение от уплаты налогов и 159 — мошенничество. Предполагалось, что в 2021 году появится еще одна статья — за налоговое мошенничество. Однако судьба ее пока не ясня.

В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.

Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков . С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.

О том, как с помощью сервисов СБИС оптимизировать бизнес процессы вашей компании и не оказаться под пристальным внимание налоговиков готовы рассказать наши специалисты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector